Педагогическая лаборатория «Развитие интеллектуально-творческих способностей у детей раннего возраста через игры В.В.Воскобовича»

баннер

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

АКТУАЛЬНОСТЬ

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры как игры В. Воскобовича.

Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие — нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой — то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.

   Вячеслав Воскобович создал свое собственное предприятие «Геоконт» и там воплощает в жизнь множество своих  гениальных идей. Он собрал творческий коллектив единомышленников и в его коллекции уже более 60 игр, которые постоянно пополняются, удивляют своим многообразием и многофункциональностью. Его игры награждены медалями и дипломами за уникальность продукции. Как ни странно, но сам Воскобович не является сторонником раннего развития детей.

  Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр. Сейчас создано большое количество детских учреждений, которые работают по его технологии.

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН

  Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. Специфика его игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка и сам автор считает, что присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех все зависит от родителей, если они хотят дать ребенку больше, должны быть все — таки рядом в этой сфере. Ребенок будет выполнять задания и сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Все игры — свободный полет воображения, которое может вылиться в какое нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны.

СОЧЕТАНИЕ СКАЗКИ И ГОЛОВОЛОМКИ

  Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты».

  Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес. Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, ткани, подобрать обои, ковер, повесить цветы. Вы должны создать атмосферу сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими — то находками, открытиями, созданием чего — то нового, он мистичен и загадочен.

  Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать.

  Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Путешествуя дальше, ребенок встречает чудо —  соты, чудо — крестики, в которых детали мозаики превращаются в предметы любого цвета, животных. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. Все сказки авторские.

Каждая игра лежит в сказочном лесу в определенном месте и имеет своих персонажей. Ребенок незаметно становится участником события и «проживает» веселые приключения. Все игры очень творческие, добрые и постепенно  по мере усложнения включаются в деятельность малыша. Постоянное и постепенное усложнение игр помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности. Интеллект будет развиваться слабо, если перед ребенком не будут ставиться какие то препятствия, которые должны быть им преодолены.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.

Современный динамично развивающийся мир, всеобщая компьютеризация заставляют нас педагогов по-другому смотреть на предшкольную подготовку детей.

Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его с этими играми.

В заключение хочу сказать, что система работы с использованием развивающих игр Воскобовича это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребёнка. Скоро наши воспитанники станут школьниками, и мы надеемся на благополучную адаптацию и социализацию их личности в условиях школы.

ИГРА ПЛЮС СКАЗКА

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Технология «Сказочные лабиринты игры» — это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.

Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно — читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки в технологии «Сказочные лабиринты игры» — авторские.

«Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития — математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью.

ИНТЕЛЛЕКТ

Вторым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр (<по спирали>) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в <зоне ближайшего развития>. В каждой игре дети добиваются какого-то <предметного> результата.

Не случайно много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. Как правило, развивают вербальный интеллект, то есть «приобретенный». Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате ребенок много знает, о многом слышал. Таких детей школьные учителя называют «натасканными». Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Нет гарантии, что эти дети будут в дальнейшем хорошо учиться. У них может быть плохо развит невербальный интеллект, то есть «врожденный». Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Психологи говорят, что развивать врожденный интеллект сложно. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие, в основном, невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным, психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, поэтому не провоцирует возникновение стрессовых состояний у детей и взрослых.

ТВОРЧЕСТВО

Еще одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

«Развитие интеллектуально-творческих способностей у детей раннего возраста через игры Воскобовича»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Необходимо направить маленького ребёнка и помочь встать ему на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и развивает мышление, волю; формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Игра способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр появилась новая творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр – «интерес — познание – творчество» — становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Развивающие игры В.В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры.

 Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи.

 Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых.

В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».

 Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы. Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур. Пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»). Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька», Снеговик». «ромашка»). Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»). Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании различных образов, задач и действий. Сказочная развивающая среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями. «Фиолетовый Лес» может существовать в двух вариантах. Первый вариант – организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке. На самом деле Фиолетового Леса в природе нет, поэтому его внешний облик будет немного отличаться от настоящего леса. Это мир фантазии и творчества, населённый необычными существами, в которых есть сказочные города, озёра, ручьи, острова, школы, связанные с играми определённой направленности и линиями усложнения. Например, Цифроцирк это мир занимательной математики, в котором дети знакомятся с персонажами Магноликом, забавными зверятами-цифрятами и играют с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Черепашками». Второй вариант – это использование воображаемого Фиолетового Леса в совместной деятельности детей и взрослых. В этом случае используются только сюжетные линии сказок и фигурки персонажей к ним

  Всё содержание представлено в виде игровых ситуаций, которые являются совместной игровой деятельностью детей и взрослых. При её организации взрослый говорит от лица автора-рассказчика и от имени персонажа. Участвует как умный опытный товарищ, не спешит ответить за ребёнка на поставленный вопрос, решить задачу, что-то собрать или сделать за него, а даёт возможность малышу подумать и принять и самостоятельно выполнить действия, найти ответ на ту или иную задачу. Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата. Детская деятельность в игровых ситуациях является результативной. Ребёнок всегда получает результат от действий с различными предметами (крупными и мелкими, твёрдыми и мягкими, жёсткими и гибкими) – собранную фигуру, построенную башню, сложенный конверт. Это способствует развитию речемыслительных функций и мелкой моторики пальцев и рук. Совместную игровую деятельность можно организовать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций, в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение для детей и взрослых. Самостоятельная игровая деятельность детей очень важна для их развития. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуются ручная умелость и интеллект, и самое главное – появляется неограниченная возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Организация самостоятельных игр проявляется в том, что взрослый создаёт среду, обеспечивает доступность игр и пособий и возможность играть с понравившимися. Если во время игровых ситуаций дети проявляют интерес к игре и прощаться с ней не желают, то совместная деятельность детей и взрослых плавно перетекает в самостоятельную. Игры помогут детям вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, успешными людьми. 

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

В  рамках деятельности  по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей раннего возраста через игры Воскобовича,  были созданы условия для работы: приобретены игровые, развивающие и наглядно-методические пособия.

В состав приобретенных пособий вошли:

— коврограф «Ларчик» и «Мини Ларчик» (универсальные средства в работе с детьми дошкольного возраста);

— развивающая среда «Фиолетовый лес»;

— игровое поле «Мини Ларчик»;

— волшебный сундучок «Мини Ларчик»;

— Кораблик «Брызг-брызг»;

— Кораблик «Плюх-плюх»;

— Кораблик «Буль-буль» Ларчик;

— Разноцветные лепестки Ларчик;

— Разноцветные квадраты;

— Разноцветные кружочки;

— Чудо-крестики Ларчик;

— Чудо-соты Ларчик;

— Черепашки Ларчик;

— Фонарики Ларчик;

— Геоконт, геоконт «Малыш+сказка»;

— Квадраты Воскобовича;

— Читайка на шариках (ромашка, яблонька, снеговик);

— Складушки + СД

— Теремки Воскобовича;

— Карточки отрицания;

— Игровизор + приложения +маркер;

— Счетовозик;

— Математические корзинки;

— Волшебная восьмерка;

— Конструктор букв;

— Логоформочки;

— Елочка двухцветная;

— Чудесный круг;

— Чудо-цветик;

— Три кольца.

А также вспомогательные пособия (зажимы, ленточки, кружочки и пр.) Таким образом, в каждой группе раннего возраста имеются комплекты оборудования В.В.Воскобовича, предназначенного для работы с подгруппой детей и индивидуально.

Так же приобретены все основные программно-методические пособия и программы для реализации данной технологии:

— Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»: методическое пособие под ред. Л.С.Вакуленко, В.В.Воскобовича, О.В.Вотиновой;

— «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик». Универсальные средства в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.  Под ред. Вакуленко Л.С., Вотиновой О.М.;

— Умные игры в добрых сказках: дополнительная общеразвивающая программа Макушкина С.В.;

— Развивалка.ру Дополнительная общеразвивающая программа Э.Н.Панфиловой;

— Чтение через игру. Формирование читательских компетенций у детей средствами развивающих игр:  Методическое пособие. Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой;

— Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 2013 года;

— Играем, творим, развиваемся. Волшебные гонзики. Методическое пособие для работы сдетьми 3-7 лет под ред. Бурениной А.И.;

— «Сказки фиолетового леса» методика познавательно-творческого развития дошкольников под ред. Харько Т.Г.1

3 (2)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

СКАЗКА ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА

«Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком — исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу — прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом — исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом — исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Это начало сказки «Малыш ГЕО, ворон МЕТР И Я» (зашифрованное слово ГЕОМЕТРИЯ) к игре «Геоконт», где впервые появился образ Фиолетового Леса. Спустя несколько лет развивающая среда в виде Фиолетового Леса появилась во многих городах России. Фиолетовые Леса очень разнообразны, их делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Создается, по сути, развивающая сенсомоторная зона. Ребенок в ней действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, и другие.

«Чудо-листочки»

В первой младшей группе прошло познавательное занятие по программе В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры» «Украсим деревья листочками».

Детям очень понравилось помогать ежику – жителю Фиолетового леса – после сильного ветра украсить деревья листочками, так, чтобы деревья стали непохожими друг на друга.

В ходе занятия воспитанники закрепляли представления об основных цветах, развивали умения группировать листья по размеру.

1 . 1. 1 2 . 2 . 2. . 2. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Цветы для гномов»

«Цветы для гномов»: Кохле, Охле, Зеле, Желе – это групповое занятие по программе В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры», прошедшее в первой младшей группе.
С огромным желанием дети вновь встретились с жителями Фиолетового леса — Кохле, Охле, Зеле, Желе.
Гномики просили ребят помочь им высадить цветы в полисаднике около своих домов. Ну, как же не помочь старым друзьям. Ребята с энтузиазмом собирали цветы для своего любимого гнома.
Во время занятия закрепляли умения выделять предмет по цвету, повторяли понятия «один — много».

А знаете ли вы, как быстро умеют собирать фонарики для гнома Кохле воспитанники первой младшей группы.
Очень быстро! И с удовольствием! Потому, что занятия по программе В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры» научили деток быть отзывчивыми и внимательными к жителям Фиолетового леса и быстро приходить к ним на помощь.
На этом занятии воспитанники развивали умения различать и называть цвет, форму и величину геометрических фигур. Тренировали мелкую моторику рук, совершенствовали связную речь, обогащали словарный запас, и, конечно, помогали своему любимому персонажу, гному Кохле собирать фонарики.

1... 1.. 1. 1 2.. 2. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЕО-ПРАКТИКИ

121

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ