Педагогическая лаборатория «Развитие интеллектуально-творческих способностей у детей раннего возраста через игры В.В.Воскобовича»

баннер

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

«Развитие интеллектуально-творческих способностей у детей раннего возраста через игры Воскобовича».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Необходимо направить маленького ребёнка и помочь встать ему на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и развивает мышление, волю; формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Игра способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр появилась новая творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр – «интерес — познание – творчество» — становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Развивающие игры В.В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры.

 Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи.

 Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых.

В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».

 Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы. Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур. Пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»). Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька», Снеговик». «ромашка»). Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»). Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании различных образов, задач и действий. Сказочная развивающая среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями. «Фиолетовый Лес» может существовать в двух вариантах. Первый вариант – организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке. На самом деле Фиолетового Леса в природе нет, поэтому его внешний облик будет немного отличаться от настоящего леса. Это мир фантазии и творчества, населённый необычными существами, в которых есть сказочные города, озёра, ручьи, острова, школы, связанные с играми определённой направленности и линиями усложнения. Например, Цифроцирк это мир занимательной математики, в котором дети знакомятся с персонажами Магноликом, забавными зверятами-цифрятами и играют с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Черепашками». Второй вариант – это использование воображаемого Фиолетового Леса в совместной деятельности детей и взрослых. В этом случае используются только сюжетные линии сказок и фигурки персонажей к ним

  Всё содержание представлено в виде игровых ситуаций, которые являются совместной игровой деятельностью детей и взрослых. При её организации взрослый говорит от лица автора-рассказчика и от имени персонажа. Участвует как умный опытный товарищ, не спешит ответить за ребёнка на поставленный вопрос, решить задачу, что-то собрать или сделать за него, а даёт возможность малышу подумать и принять и самостоятельно выполнить действия, найти ответ на ту или иную задачу. Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата. Детская деятельность в игровых ситуациях является результативной. Ребёнок всегда получает результат от действий с различными предметами (крупными и мелкими, твёрдыми и мягкими, жёсткими и гибкими) – собранную фигуру, построенную башню, сложенный конверт. Это способствует развитию речемыслительных функций и мелкой моторики пальцев и рук. Совместную игровую деятельность можно организовать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций, в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение для детей и взрослых. Самостоятельная игровая деятельность детей очень важна для их развития. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуются ручная умелость и интеллект, и самое главное – появляется неограниченная возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Организация самостоятельных игр проявляется в том, что взрослый создаёт среду, обеспечивает доступность игр и пособий и возможность играть с понравившимися. Если во время игровых ситуаций дети проявляют интерес к игре и прощаться с ней не желают, то совместная деятельность детей и взрослых плавно перетекает в самостоятельную. Игры помогут детям вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, успешными людьми. 

Концепция педагогической лаборатории «Развитие интеллектуально-творческих способностей у детей раннего возраста через игры В.В. Воскобовича»

Консультация для педагогов и родителей «Методика В.В. Воскобовича»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

В  рамках деятельности  по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей раннего возраста через игры Воскобовича,  были созданы условия для работы: приобретены игровые, развивающие и наглядно-методические пособия.

В состав приобретенных пособий вошли:

— коврограф «Ларчик» и «Мини Ларчик» (универсальные средства в работе с детьми дошкольного возраста);

— развивающая среда «Фиолетовый лес»;

— игровое поле «Мини Ларчик»;

— волшебный сундучок «Мини Ларчик»;

— Кораблик «Брызг-брызг»;

— Кораблик «Плюх-плюх»;

— Кораблик «Буль-буль» Ларчик;

— Разноцветные лепестки Ларчик;

— Разноцветные квадраты;

— Разноцветные кружочки;

— Чудо-крестики Ларчик;

— Чудо-соты Ларчик;

— Черепашки Ларчик;

— Фонарики Ларчик;

— Геоконт, геоконт «Малыш+сказка»;

— Квадраты Воскобовича;

— Читайка на шариках (ромашка, яблонька, снеговик);

— Складушки + СД

— Теремки Воскобовича;

— Карточки отрицания;

— Игровизор + приложения +маркер;

— Счетовозик;

— Математические корзинки;

— Волшебная восьмерка;

— Конструктор букв;

— Логоформочки;

— Елочка двухцветная;

— Чудесный круг;

— Чудо-цветик;

— Три кольца.

А также вспомогательные пособия (зажимы, ленточки, кружочки и пр.) Таким образом, в каждой группе раннего возраста имеются комплекты оборудования В.В.Воскобовича, предназначенного для работы с подгруппой детей и индивидуально.

Так же приобретены все основные программно-методические пособия и программы для реализации данной технологии:

— Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»: методическое пособие под ред. Л.С.Вакуленко, В.В.Воскобовича, О.В.Вотиновой;

— «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик». Универсальные средства в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.  Под ред. Вакуленко Л.С., Вотиновой О.М.;

— Умные игры в добрых сказках: дополнительная общеразвивающая программа Макушкина С.В.;

— Развивалка.ру Дополнительная общеразвивающая программа Э.Н.Панфиловой;

— Чтение через игру. Формирование читательских компетенций у детей средствами развивающих игр:  Методическое пособие. Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой;

— Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 2013 года;

— Играем, творим, развиваемся. Волшебные гонзики. Методическое пособие для работы сдетьми 3-7 лет под ред. Бурениной А.И.;

— «Сказки фиолетового леса» методика познавательно-творческого развития дошкольников под ред. Харько Т.Г.

1 2 3 (2) 3

РАБОТА С ДЕТЬМИ

«Чудо-листочки»

В первой младшей группе прошло познавательное занятие по программе В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры» «Украсим деревья листочками».

Детям очень понравилось помогать ежику – жителю Фиолетового леса – после сильного ветра украсить деревья листочками, так, чтобы деревья стали непохожими друг на друга.

В ходе занятия воспитанники закрепляли представления об основных цветах, развивали умения группировать листья по размеру.

1 . 1. 1 2 . 2 . 2. . 2. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Цветы для гномов»

«Цветы для гномов»: Кохле, Охле, Зеле, Желе – это групповое занятие по программе В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры», прошедшее в первой младшей группе.
С огромным желанием дети вновь встретились с жителями Фиолетового леса — Кохле, Охле, Зеле, Желе.
Гномики просили ребят помочь им высадить цветы в полисаднике около своих домов. Ну, как же не помочь старым друзьям. Ребята с энтузиазмом собирали цветы для своего любимого гнома.
Во время занятия закрепляли умения выделять предмет по цвету, повторяли понятия «один — много».

А знаете ли вы, как быстро умеют собирать фонарики для гнома Кохле воспитанники первой младшей группы.
Очень быстро! И с удовольствием! Потому, что занятия по программе В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры» научили деток быть отзывчивыми и внимательными к жителям Фиолетового леса и быстро приходить к ним на помощь.
На этом занятии воспитанники развивали умения различать и называть цвет, форму и величину геометрических фигур. Тренировали мелкую моторику рук, совершенствовали связную речь, обогащали словарный запас, и, конечно, помогали своему любимому персонажу, гному Кохле собирать фонарики.

1... 1.. 1. 1 2.. 2. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[/expand]