Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ д/с № 80 создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ д/с № 80 разработан Паспорт доступности ОСИ.

Паспорт доступности  объекта социальной сферы МБДОУ д/с № 80

   Для организации образовательной деятельности воспитанников в детском саду функционирует 5 групп:
Младшая группа (с 3-х до 4-х лет) – 2 группы;
Средняя группа (с 4-х до 5-ти лет) – 2 группы;
Старшая группа (5-ти до 6-ти лет) — 1 группа.

В дошкольном учреждении создана полноценная предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям воспитанников, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все базисные компоненты среды включают в себя необходимые условия для физического, художественно-эстетического, познавательного и социального развития ребенка.

В работе с детьми педагоги широко используют современные технические средства: компьютеры, , мультимедийную установку, кроме того в ДОУ имеется доступ к интернету, создана локальная сеть.

В помещении и на прилегающей территории дошкольного учреждения создана полноценная развивающая образовательная среда, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Педагогический коллектив заботится о сохранении и развитии материально- технической базы и создании благоприятных медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Помещение Количество Функциональное использование Оснащение
Групповые помещения (раздевалка, групповая, спальня, туалетная комната) 5 Образовательная деятельность, свободная деятельность, игровая деятельность, художественная деятельность, зоны для развития детской деятельности, самообслуживание. Дневной сон. Гигиенические и закаливающие процедуры Каждая группа оснащена

компьютером, музыкальным центром. Имеются игровые модули для сюжетно — ролевых игр, модульный конструктор, игрушки-предметы оперирования, развивающие игры, познавательные книги, спортивный уголок, уголок краеведения, уголок природы, театральные уголки, уголки уединения, маркеры игрового пространства и др.В группах имеются ионизаторы, а также передвижные рецеркуляторы для обезвреживания воздуха.

Логопедический кабинет 1  Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию речи и постановке звуков. Компьютерный комплекс с набором оргтехники для работы.  Дидактические игры по развитию речи, игры на развитие мелкой моторики, наборы картинок по лексическим темам, альбомы для обследования, коррекционный материал. Диагностические материалы, учебно-методические пособия.
Музыкальный зал (совмещенный с физкультурным)  1 Музыкальные занятия, утренняя гимнастика, праздники, развлечения. Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные физкультурные занятия с детьми.
Дополнительные образовательные услуги физкультурно-оздоровительной направленности
Музыкальный центр, пианино, электронное пианино; система мультимедиа.Физкультурный комплекс «Шведская стенка». Скамейки, обручи, скакалки, мячи, кегли, балансиры, корзины для метания. гимнастические палки, мешочки для метания, дорожки для корригирующей гимнастики, маты, гантели, мягкие модули, а также нетрадиционное физкультурное оборудование
  Костюмерная 1 Хранение театральной атрибутики и костюмов Детские и взрослые театральные костюмы, атрибутика для организации развлечений и праздников
Методический кабинет 1  Методическая работа с воспитателями, консультирование, семинары, методическое обеспечение. Учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми; научно-методическая литература, методическое обеспечение образовательной программы, энциклопедическая литература, картины, репродукции, произведения графики разных художников, произведения декоративно-прикладного искусства; диагностический материал;. материалы консультаций, семинаров, педагогических советов; материалы по платным образовательным услугам; технические средства: сканер, принтер, ламинатор, брошюратор, ноутбук, фотоаппарат
 Медицинский блок: медицинский кабинет, процедурный кабинет.  1 Профилактические процедуры, оказание первой помощи  Мебель, кушетка, холодильник для вакцин, весы, ростомер, медицинские инструменты, компьютер, принтер, инвентарь для приготовления дезрастворов, медицинские карты воспитанников, облучатель ультрафиолетовый
Пищеблок 1 Организация питания дошкольников В наличии имеется:   электрические плиты, в удовлетворительном состоянии; пищеварочный электрический котел, духовой пекарский  шкаф, разделочные столы; разделочные доски, ножи, имеются в достаточном количестве, маркировка и хранение соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049 – 13; посудомоечные ванны; Помещение для мытья кухонной посуды, ее оборудование и состояние соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049 – 13. Условия для хранения сыпучих продуктов и скоропортящихся продуктов обеспечиваются согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
 Спортивная площадка 1 Физкультурно-спортивная деятельность детей Дорожка для ходьбы и бега, спортивный комплекс (лазание), , баскетбольные стойки, волейбольные стойки, футбольные ворота, пространство для игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки, бадминтон.
Игровые площадки 5 Двигательная деятельность детей, прогулка, исследовательская деятельность и экспериментирование, наблюдение за природой На площадках имеется игровое и физкультурное оборудование, малые архитектурные формы. На 4 площадках есть теневые навесы, на 1 — павильон. Имеются уголки экспериментирования, игр с водой и песком и др.

В МБДОУ д/с № 80 также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: 10 воспитателей, учитель-логопед, медицинский персонал.

При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, релаксационное оборудование

В ДОУ специалистами службы психолог-медико-педагогического консилиума ведется психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

В МБДОУ д/с № 80  по состоянию на 01.05.2021 года детей-инвалидов нет.
Детей с ОВЗ (нарушения речи) — 13 человек.
В режиме работы детского сада функционирует логопедический пункт.
Квалифицированную коррекционную помощь оказывает учитель-логопед.

Просим Вас познакомиться с нормативно-правовой базой, обеспечивающей оказание услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

Федеральный уровень

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Конвенция Государств, Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 о правах ребенка

Конвенция Государств от 13.12.2006 о правах инвалидов

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам д

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» дошкольного образования»

Региональный и муниципальный уровень