Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ д/с № 80 создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ д/с № 80 разработан
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)singed2

В МБДОУ д/с № 80  по состоянию на 01.09.2023 года детей-инвалидов нет.
Детей с ОВЗ (нарушения речи) — 13 человек.
В режиме работы детского сада функционирует логопедический пункт.
Квалифицированную коррекционную помощь оказывает учитель-логопед:
Жидкова Нина Павловна

Просим Вас познакомиться с нормативно-правовой базой, обеспечивающей оказание услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Конвенция Государств, Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 о правах ребенка

Конвенция Государств от 13.12.2006 о правах инвалидов

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 31.07.2020 г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Локальные акты, регламентирующие деятельность МБДОУ д/с №80 по обеспечению прав на дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Положение об организации доступности МБДОУ д/с № 80 и предоставляемых услугах с сопровождением инвалидов на объектеsinged2

Положение об организации образовательной деятельности с детьми-инвалидами МБДОУ д/с № 80singed2

Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ д/с № 80 для дошкольников с ТНРsinged2

«Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для детей-инвалидов и детей с ОВЗ объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования МБДОУ № 80 на 2021-2025 годыsinged2

План методического сопровождения по созданию условий для получения дошкольного образования для детей с ОВЗ в МБДОУ д/с № 80 г. Белгорода на 2023-2024 учебный годsinged2

Порядок проведения инструктажа персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услугsinged2

Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуги персонала в МБДОУ д/с № 80singed2

Памятка для семей, имеющих детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста, по вопросам получения услуг дошкольного образования

Информационный справочник для родителей детей-инвалидов

Средства материнского капитала можно использовать для ребенка-инвалида

   Для организации образовательной деятельности воспитанников в детском саду функционирует 5 групп:
1 младшая группа (с 2-х до 3-х лет) – 1 группа;
2 младшая группа (с 3-х до 4-х лет) – 1 группа;
средняя группа (с 4-х до 5-ти лет) — 1 группа;
старшая группа  (с 5-ти до 6-ти лет) — 2 группы;
подготовительная группа (с 6-ти до 7 лет) — 1 группа.

В дошкольном учреждении создана полноценная предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям воспитанников, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все базисные компоненты среды включают в себя необходимые условия для физического, художественно-эстетического, познавательного и социального развития ребенка.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Помещение Кол-во Функциональное использование Оснащение
Групповые помещения (раздевалка, групповая, спальня, туалетная комната) 5 Образовательная деятельность, свободная деятельность, игровая деятельность, художественная деятельность, зоны для развития детской деятельности, самообслуживание. Дневной сон. Гигиенические и закаливающие процедуры Каждая группа оснащена

компьютером, музыкальным центром. Имеются игровые модули для сюжетно — ролевых игр, модульный конструктор, игрушки-предметы оперирования, развивающие игры, познавательные книги, спортивный уголок, уголок краеведения, уголок природы, театральные уголки, уголки уединения, маркеры игрового пространства и др.В группах имеются ионизаторы, а также передвижные рецеркуляторы для обезвреживания воздуха.

Логопедический кабинет 1  Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию речи и постановке звуков. Компьютерный комплекс с набором оргтехники для работы.  Дидактические игры по развитию речи, игры на развитие мелкой моторики, наборы картинок по лексическим темам, альбомы для обследования, коррекционный материал. Диагностические материалы, учебно-методические пособия.
Музыкальный зал (совмещенный с физкультурным)  1 Музыкальные занятия, утренняя гимнастика, праздники, развлечения. Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные физкультурные занятия с детьми.
Дополнительные образовательные услуги физкультурно-оздоровительной направленности
Музыкальный центр, пианино, электронное пианино; система мультимедиа.Физкультурный комплекс «Шведская стенка». Скамейки, обручи, скакалки, мячи, кегли, балансиры, корзины для метания. гимнастические палки, мешочки для метания, дорожки для корригирующей гимнастики, маты, гантели, мягкие модули, а также нетрадиционное физкультурное оборудование
  Костюмерная 1 Хранение театральной атрибутики и костюмов Детские и взрослые театральные костюмы, атрибутика для организации развлечений и праздников
Методический
кабинет
1  Методическая работа с воспитателями, консультирование, семинары, методическое обеспечение. Учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми; научно-методическая литература, методическое обеспечение образовательной программы, энциклопедическая литература, картины, репродукции, произведения графики разных художников, произведения декоративно-прикладного искусства; диагностический материал;. материалы консультаций, семинаров, педагогических советов; материалы по платным образовательным услугам; технические средства: сканер, принтер, ламинатор, брошюратор, ноутбук, фотоаппарат
 Медицинский блок: медицинский кабинет, процедурный кабинет.  1 Профилактические процедуры, оказание первой помощи  Мебель, кушетка, холодильник для вакцин, весы, ростомер, медицинские инструменты, компьютер, принтер, инвентарь для приготовления дезрастворов, медицинские карты воспитанников, облучатель ультрафиолетовый
Пищеблок 1 Организация питания дошкольников В наличии имеется:   электрические плиты, в удовлетворительном состоянии; пищеварочный электрический котел, духовой пекарский  шкаф, разделочные столы; разделочные доски, ножи, имеются в достаточном количестве, маркировка и хранение соответствуют требованиям СанПиН; посудомоечные ванны; Помещение для мытья кухонной посуды, ее оборудование и состояние соответствует требованиям СанПиН. Условия для хранения сыпучих продуктов и скоропортящихся продуктов обеспечиваются согласно требованиям СанПиН.
 Спортивная площадка 1 Физкультурно-спортивная деятельность детей Дорожка для ходьбы и бега, спортивный комплекс (лазание), , баскетбольные стойки, волейбольные стойки, футбольные ворота, пространство для игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки, бадминтон.
Игровые площадки 5 Двигательная деятельность детей, прогулка, исследовательская деятельность и экспериментирование, наблюдение за природой На площадках имеется игровое и физкультурное оборудование, малые архитектурные формы. На 4 площадках есть теневые навесы, на 1 — павильон. Имеются уголки экспериментирования, игр с водой и песком и др.

В МБДОУ д/с № 80 также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: 10 воспитателей, учитель-логопед, медицинский персонал.

При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, релаксационное оборудование

В ДОУ специалистами службы психолог-медико-педагогического консилиума ведется психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Сведения о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ — отсутствуют.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не ограничен:
— физкультурный зал (совмещенный);
— спортивная площадка;
— прогулочная площадка для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, групп, помещений для практических занятий, а также территории, прилегающей к ДОУ.  ДОУ оснащено техническим, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, расходными материалами, инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В ДОУ обеспечена доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; организован свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Доступ на территорию и в здание ДОУ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечен в соответствии с требованиями. Территория имеет ровное твердое покрытие, обеспечивающее беспрепятственное передвижение инвалидов. Имеется информация об образовательном учреждении и графике работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.  Вход на территорию оборудован доступными элементами информации об объекте. На здании ДОУ и в здании имеется навигация, необходимая для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам.  Вход в здание отвечает требованиям доступности основных параметров по входной зоне. Имеется контрастная окраска первой и последней ступени лестниц.  В учреждении имеется кресло-коляска, пандус. В ДОУ организовано сопровождение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия питания

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими постановлениями:
— Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения», от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20;
— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В ДОУ предоставляется детям инвалидам бесплатное питание на основании следующих законов Российской Федерации:
— Федеральный закон № 62 от 31.05.2002 года«О гражданстве Российской Федерации»;
— Федеральный закон № 195 от 10.12.1995 года«Об основах социального обслуживания населения РФ»;
— Федеральный закон № 178 от 17.07.1999 года«О государственной социальной помощи»;
— Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 года«О социальной защите инвалидов в РФ»;
— Федеральный закон № 143 от 15.11.1997 года«Об актах гражданского состояния граждан РФ» Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 года«Об образовании в Российской Федерации».

Специальные условия охраны здоровья

В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ имеется медицинский кабинет. Организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ.

Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим,гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий; · осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников, в том числе детей — инвалидов и детей с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам отсутствует.

Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет-ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов. Для работы с детьми используются ноутбуки и планшеты.

Разработан и действует сайт МБДОУ д/с № 80 http://mdou80.beluo31.ru/

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ непосредственно воспитанников в рамках реализации образовательных программ, в том числе и адаптированных, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.

Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья

· Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ · http://www.childneurologyinfo.com/main.php -Аутизм и детская неврология.
Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем мире.

· http://forum.dearheart.ru/— Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопутствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцем.

· http://www.gaoordi.ru/— Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов, возникшая в 1992 году.
ГАООРДИ сегодня – это 87 общественных организаций родителей детей с инвалидностью, а также с редкими и генетическими заболеваниями. На сайте представлена информация о деятельности ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов. Сведения об организациях. Законодательство. Дайджест прессы.

· http://www.livingthread.ru/ — «Живая нить» — детский экологический центр, действующий в Москве. Цель — обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.

· http://www.fond.org.ru/— Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» (и для детей с нарушениями зрения).

· autistic-society.narod.ru – Общество помощи аутичным детям. На данном сайте содержится информация об аутизме и синдроме Аспергера, а также об имеющихся в городе Перми услугах для детей с аутизмом, их родителей и тех, кто осуществляет уход. Также содержится информация для специалистов. Имеется специальная информация для журналистов.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В ДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— мультимедийная установка(проектор, экран, ноутбук);
— музыкальный центр;
— ноутбуки и колонки (в каждой возрастной группе).

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Организация общежитий и интернатов не имеет.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


Жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.

 

доступная среда

1

3

2

IMG-c31d06586d9a83594432d159a3eb5f2b-VjteZv6n9Mjo

2. Взаимодействие с воспитанниками Жидкова

3

XkP1zQaDk78

D6TAhjasfqM DHj31MIQuUg EtyPvz-B1jM lyvVaNYyRUQ